Бом Кур-Кечу. Первый бом по Чуйскому тракту за перевалом Чике-Таман. Бом - место где скала прижимается к реке, нависает над рекой. От перевала Чике-Таман до Белого бома среди алтайцев в каждом селе распространена практически одна и та же легенда, которая дополняется и украшается, в зависимости от рассказчика, на свой лад. Отверстие в стене бома Кур-Кечу, которое частично сохранилось и до нашего времени, датируется 1757 годом, когда китайский генерал Сю с карательной экспедицией разграбил Онгудайский район и хотел подняться по Чуйскому тракту выше по реке Чуе и уйти в Монголию. Но тогда ещё существовала Яломанская крепость. Крепость повстанцами под предводительством Амурсаны перекрывала путь по левобережью. Кроме того, за Чике-Таманом по следам грабителей шёл большой отряд, который должен был их настигнуть и разбить. Было несколько вариантов отхода: либо пробиваться через Яломанские бомы и Яломанскую крепость, либо обносить тыном арьергард и сражаться с идущим войском, или уходить на правобережье без потерь. Китайцы выбрали оптимальный путь. Сю, чтобы не потерять время на штурм крепости, решил возвести висячий мост у скалы, там где было наиболее удобно, перейти на правобережье и через Сальджарский перевал уйти в сторону Ини. По легендам говорится, что китайцы высверлили два отверстия. Они валили деревья, приготавливали специальные брёвна, которые при помощи лошадей и пленённых людей крутили — и высверлили два отверстия. Через них начали прокидывать канат через Катунь. Но длины одного каната хватило только до середины Катуни. И тогда плененным женщинам приказали срезать волосы, из которых сплели недостающий кусок. Затем на канаты уложили деревянные настилы, покрыли их войлоком и по нему пошло войско, скот и прочие. Технология изготовления подобных висячих мостов уходит к временам правления Чингис-хана. Рассчитаны они были только на определённое количество прохождений. По легендам говориться, что в этой местности действовал партизанский отряд во главе с ойротским парнем по имени Алтын-Тонус. Среди пленённых была его любимая девушка Шутур, невеста, с которой они поменялись белеками, кольцами. После тогда как его невесту увели, Алтын-Тонус стал совершать вылазки, перекрывать путь и затруднять продвижение цинской армии, постоянно отстреливая часовых и совершая диверсии. Именно Алтын-Тонус, устроив засаду, из лука застрелил главу карательного отряда монгола Шадыр-вана («ван» - титул, который давался китайцами начальникам некитайского происхождения) и после этого был взят китайцами в плен. Они приговорили его к казни, которая носила название «чичкелеш». Это казнь, когда по желанию заказчика палач может растянуть её на 5-7 дней. После казни, на могилу Шадыр-вана положили останки Алтын-Тонуса. Сегодня на правобережье Катуни есть место, похожее на каменную стену — поминальное сооружение Шадыр-вана, которое местные жители называют «Шадырванскими камнями»… Когда на глазах всех пленных, в том числе его девушки, совершали казнь над Алтын-Тонусом, Шутур не выдержала и начала выкрикивать захватчикам проклятия. Когда их перевели Сю, он рассвирепел и на голом лугу, недалеко от моста, приказал посадить её на кол. Некоторое время она была ещё жива и продолжала выкрикивать свои проклятия: «Никто из вас не уйдёт живыми отсюда! Я заклинаю этим своих богов, потому что я перед ними чиста!» И вот когда цинская армия переправилась через Катунь, перешла через Теректинский хребет, на одном из перевалов, который сегодня называется Сеокту-Тайга, что в переводе с алтайского «тайга с костями», их накрыла невероятных размеров свинцовая туча и выпал град, который уничтожил всё войско Сю и практически всех пленных, идущих с ним. Легенды, передаваемые в сёлах, величину града определяют от кулака до размера с человеческую голову. В этом регионе люди по разному рассказывают кто и как спасся – это сложно зафиксировать по легендам. Спасся один ребёнок, которого нашли после того, как мать успела — толи пацана, толи девочку — спрятать под казан. А нашёл ребёнка один из китайских полководцев, который вспорол брюшинную часть верблюда, вытащил внутренности, спрятался — поэтому и выжил. Жители Онгудайского района рассказывают, что до сих пор на перевале Сеокту-Тайга лежат кости, и когда они бывают в тех местах на лошади, кости трещат под копытами. Мох раскрываешь – а там черепа… Поэтому в тех местах даже орехи не собирают, не охотничают и место далеко обходят стороною. «Зачем предков тревожить? Охота будет неудачной, сглаз или что ещё…» Все этого боятся, сторонятся. Потому что здесь свершилось проклятие... Известный алтайский писатель Иван Васильевич Шодоев, автор повести «Кызаланду jылдар» («Трудные годы»), рассказывал, что в Томских архивах есть сведения о походе генерала Сю. источник http://www.vtourisme.com На фото - бом Кур-Кечу.

Теги других блогов: интересные факты